Однажды, когда мой сын был помладше, он пришёл домой из школы с широко раскрытыми глазами и рассказал мне о своей новой очень взрослой учительнице. Я поинтересовалась, сколько ей лет. Он, подумав, сказал, что она уже очень старая… Затем добавил, что ей, вероятно, около сорока. Я не мог удержаться от смеха над невинным представлением о возрасте. Мне было весело слушать его наивные мысли о возрасте.
Тогда сорок действительно казались старостью – пока, конечно, я сама не дожила до этого возраста.
Люди в возрасте примерно пятидесяти лет часто считают сорокалетних чуть ли не детьми. А если спросить семидесятилетнего, что он думает о шестидесятилетних, он с уверенностью заявит, что жизнь на шестом десятке только начинается.
Возраст — любопытная вещь: он относителен, субъективен и часто неправильно понимается.
Но с возрастом одна истина становится неоспоримой: жизнь непредсказуема. Только что мы были молоды, энергичны и полны мечтаний. А в следующий момент мы начинаем осознавать, что некоторые главы заканчиваются навсегда.
Тяжесть смертности
Всеобщее стремление к тому, чтобы жизнь была справедливой, но справедливость не определяет, кто остаётся, а кто уходит. Иногда самые яркие души уходят слишком рано, в то время как другие – возможно, менее достойные, как кажется – доживают до глубокой старости.
Марк Туллий Цицерон однажды написал: «Все хотят дожить до старости, а когда доживут, её же винят».
Для некоторых испытания старения – потеря здоровья, жизненных сил или близких – могут казаться непреодолимыми. Они устают от жизни из-за болезней или жизненных трудностей. Даже те, кто когда-то излучал оптимизм, могут устать и оказаться готовыми отказаться от борьбы.
Тем не менее, другие встречают свои последние годы со спокойным достоинством или даже с воодушевлением, размышляя о полноте своей жизни и отметинах, которые они оставили после себя.
Что делает старость терпимой?
Существует поверье, что богатство старости человека зависит от богатства его ранних лет. Если жизнь была целеустремлённой – наполненной любовью, достижениями и значимыми связями, – то последние годы могут показаться заслуженным отдыхом.
Чем более насыщенной была жизнь человека, тем легче ему стать на закате лет, потому что его жизнь имеет смысл. Если мы достигли успехов в своей работе, построили крепкие отношения, а вокруг нас люди, которые нас любят, то старость не будет казаться чем-то пугающим.
Сенека однажды заметил: «Нет ничего безобразнее старика, который не имеет других доказательств пользы его продолжительной жизни, кроме возраста».
Эти слова находят глубокий отклик. Хорошо прожитая жизнь измеряется не годами, а моментами, отношениями и наследием, которое мы создаём на своём пути.
Разговоры о прошлом
Российский актёр Анатолий Васильев открыл, что в возрасте 75 лет он начал ощущать, как будто его жизненный путь близок к завершению. Это чувство особенно усиливается, когда он рассказывает о своих воспоминаниях в интервью. Ему начинает казаться, что ни одно значимое событие больше не произойдет, ведь все важные моменты уже остались позади.
«У меня сейчас телефон разрывается от звонков. Все приглашают на интервью к юбилею. Я никуда не иду. Когда начинаешь о себе рассказывать, ощущение, что жизнь уже подошла к концу. Это плохое предзнаменование, на мой взгляд», – поделился Анатолий Васильев.
В то же время, есть и такие, кто с радостью делится историями из своей жизни; некоторые из них даже решаются написать свои мемуары. У многих в семьях есть пожилые родственники, которые с удовольствием вспоминают свою молодость. Часто их истории повторяются, и кажется, что мы слышали их уже множество раз. Но если у человека есть что рассказать, это свидетельствует о том, что его жизнь была насыщенной.
Мудрость Юрия Нагибина
Юрий Нагибин, известный русский писатель, высказал трогательное наблюдение о конце жизни. Он отметил, что когда люди чувствуют, что их время подходит к концу, они инстинктивно начинают “наводить порядок” не только в своём физическом окружении, но и в ментальном и эмоциональном беспорядке, который они несли в себе годами.
В такие моменты возникает желание завершить все незавершённые дела и «привести всё в порядок». Люди стремятся подвести итоги, обдумывая, что они сделали за свою жизнь, что передадут детям или внукам, и что станется с их наследием.
Нагибин объяснял, что это чувство «уборки» является признаком того, что жизнь, к сожалению, движется к концу.
Необходимость «навести порядок»
«Говорят, что умирающий начинает за собой «прибирать». Вот я также с утра до поздней ночи прибираю за собой, не в физическом, а в душевном смысле. Я всё время будто подвожу итоги, определяя ценность давних и недавних переживаний и людей, стоявших близко ко мне, и сделанного мною. Я словно пытаюсь оставить за собой порядок, чистоту, пытаюсь сохранить за собой лишь то, что было подлинно моим в этом мире.» Юрий Нагибин
Этот процесс наведения порядка связан не только с упорядочиванием имущества или составлением завещаний. Речь идёт о примирении – с самими собой, с другими людьми и с жизнью, которую мы прожили.
В конце концов, важнее всего не то, сколько лет мы прожили, а то, насколько глубоко мы их прожили. Любили ли мы отчаянно? Построили ли мы отношения, которые имели значение? Оставили ли мы мир чуть более светлым, чем он был до нас?
Слова Нагибина напоминают нам о том, что в последней главе жизни нужно не только держаться за воспоминания, ценности и любовь, но и отпускать их. И, возможно, в процессе наведения порядка мы обретаем чувство покоя и целеустремлённости, которые помогают нам дойти до самого конца.
Итак, независимо от того, 40, 60 или 80 лет вам, задумайтесь на минутку: каким будет ваше наследие? И, как предполагает Нагибин, возможно, пришло время начать “наводить порядок” не потому, что жизнь закончилась, а потому, что стоит оставить после себя что-то прекрасное.