Мария Николаевна, скорбно поджав тоненькие губы, подложила салатику в тарелку сына. Только что она пыталась завести свой любимый разговор, но Ян резко ее осадил.
-Мама, нет у меня девушки, нет и не предвидится. Дай мне спокойно поужинать.
Мария Николаевна поджала губы и посмотрела на мужа, сидевшего за столом, и на дочь, но никто ее не поддержал. Муж предпочитал не вмешиваться в личную жизнь сына, да и вообще был человеком спокойным и малоразговорчивым. А дочь Света, будучи на десять лет младше брата, не считала себя в праве давать ему советы и, честно говоря, немного побаивалась Яна.
Ян в какой-то мере походил на своего отца, был такой же малоразговорчивый. Но в отличие от добродушного главы семейства, Ян обладал весьма жёстким характером. У него имелись свои взгляды на жизнь, и их он считал единственно верными.
Света ела, уткнувшись в свою тарелку, и думала, что прекрасно понимает, почему у брата в его двадцать шесть лет нет ни друзей, ни девушки. Мало кто сможет с ним ужиться. Вот Света никогда не могла находить с Яном общий язык. Дело было тут не только в разнице в возрасте. Брат никогда не мог поговорить с ней по душам, расспросить о проблемах. Он только раздавал советы, больше похожие на указания. И злился, когда девочка им не следовала.
Взять хотя бы, например, Светины планы поступить в институт. Она училась в одиннадцатом классе, училась очень хорошо и имела все шансы получить высшее образование бесплатно. Мало того, Света этого очень хотела. К выбору своей будущей профессии она подошла ответственно, раздумывала над этим с девятого класса. А когда определилась, радостно повестила об этом свою семью.
-Я решила поступать в юридический. Хочу быть адвокатом.
Мама с папой Свету поддержали, а вот Ян презрительно скривил гобы.
-Светка — адвокат?!! Ну насмешила! Так кто ж тебе доверится? Если я бы совершил преступление, никогда бы не позволил тебе меня защищать.
Света сразу сникла, и мама промолчала, всегда оставаясь на стороне брата и стараясь ему не перечить. И только немногословный глава семейства решил поддержать дочь.
-Нет, ну а что такого? Это сейчас Света еще девчонка. Отучится, заматереет. В ней есть внутренний стержень, из нее может получиться адвокат.
-Даже обезьяну можно выучить сидеть за столом, но человеком она от этого не станет, — съехидничал Ян. — Я вообще считаю, что девушке высшее образование ни к чему. Ее предназначение выйти замуж и вести домашнее хозяйство, растить детей, если они будут, а учебу и карьеру девушки должны оставить мужчинам.
Свете стало очень обидно и ей многое хотелось высказать брату. Например, то, что он учился куда хуже неё. И за его обучения в университете родителям пришлось платить. А у неё есть все шансы поступить на бюджет. Или то, что вот ему уже двадцать шесть, а он так и не нашёл ту, которая будет следить за хозяйством в его доме. С его-то представлениями о жизни!
Но Света смолчала. Яну перечить бесполезно. Только настроение себе портить.
Вот и мама молчит, хотя если следовать представлениям Яна, она живет неправильно, работает наравне с мужем, а не посвящает себя домашнему хозяйству. Маму волнует только одно — что же любимый сыночка никак не женится, ну или хотя бы не заведет постоянную девушку. Марии Николаевне очень хочется понянчить внуков.
Дай женщине волю, она давно бы начала знакомить Яна с дочерями своих подруг. Для Марии Николаевны Ян казался завидным женихом. Ну а что? Ему только двадцать шесть, а он работает главным инженером на крупном машиностроительном заводе. Зарплата очень даже неплохая. Не пьет, не курит, не гуляет. Деньги не транжирит. Откладывает на свое жилье.
А вот это Свете как раз и казалось неправильным. Ян работает давно, но продолжает жить с родителями. И при этом ни копеечки не приносит в дом. Всю свою зарплату складывает «в кубышку». Ни на коммуналку родителям не подкидывает, ни на продукты. Живет, как у Христа, за пазухой.
И опять же, Светлана свое мнение удержала при себе. Если родителей все устраивают, то куда уж ей лезть?
Мария Николаевна как-то заикнулась сыну о том, что могла бы его познакомить с приличной девушкой, но Ян строго ее отчитал.
-Мама, даже и не думай, не смей заниматься сводничеством! Я что, по-твоему, какой-то неликвид, который не в состоянии найти себе девушку? Просто я пока еще не встретил достойную. Вокруг одни распущенные особы.
Света слушала рассуждения брата и хмыкала про себя. Не встретил он достойную! Конечно, конечно, свежо предание! Ян, хоть и весьма привлекательный, своей изливающейся желчью отпугнет от себя кого угодно. И не встретит он никогда такой дурочки, которая захотела бы быть с ним.
Как ни странно, встретил.
Света тогда только начала учиться на первом курсе института и как-то, вернувшись домой после пар, застала маму в весьма возбужденном состоянии. Мария Николаевна носилась по дому накрывая праздничный стол и одновременно пытаясь навести идеальный порядок.
-Света, слава Богу, ты пришла, — выдохнула женщина. — Давай помогай. У нас такое событие! Ян сегодня приведет к нам знакомиться свою девушку.
-Какую такую девушку? — приоткрылся рот у Светы. — У нашего Яна появилась подружка?
-Да, представляешь, — засияла Мария Николаевна. — И видать, там все серьезно. Ян намекнул, что нужно начинать готовиться к свадьбе.
-Ого! — воскликнул Света. — Какой скрытный у нас брат, никогда бы не подумала.
И давно они встречаются?
-Вот сегодня всё узнаем. Света, давай помогай.
Девушка, сходу включившаяся в дела, сгорала от любопытства. Кого же Ян приведёт? Что там за девушка такая, которую устраивает диктаторский характер брата? Хотя, может быть, с ней Ян ведёт себя совсем по-другому?
Олеся вошла в их дом робко, прячась за спину Яна. Вела себя как пугливая пташка. И семье сразу стало понятно, насколько эта девушка застенчива. Она оказалась совсем чуть-чуть постарше Светы, а на Яна смотрела чуть ли не как на божество. Он казался ей таким взрослым и опытным.
Уже с порога Ян начал командовать. Он говорил Олесе, куда повесить куртку, поставить ботиночки. И делал это в приказном тоне. А робкая Олеся будто этого не замечала. Ну, или её всё устраивало. За стол Олеся шмыгнула как мышка, чуть не прижавшись к Яну и будто бы спрятавшись в его тени. Однако, лопавшуюся от любопытства Свету, распирало от вопросов и она насела с ними на Олесю, несмотря на предостерегающий взгляд брата. Пусть себе зыркает на нее сколько хочет. Свете было очень интересно.
-Давно вы встречаетесь? — спросила она, уставившись на Олесю, как удав на кролика.
-Достаточно давно, — ответил за свою девушку Ян. — Достаточно для того, чтобы задуматься о свадьбе.
-Нет, а все-таки? Сколько по времени? — настаивала Света, наплевав на огненные взоры Яна.
-Около месяца, — пискнула Олеся.
-И уже думаете о свадьбе? Смешно.
-Ничего в этом смешного нет, — отчеканил Ян. — Я давно искал ту самую девушку, и когда встретил Олесю, сразу понял, что это она. И Олеся поняла. Ведь правда?
-Да, конечно, — торопливо кивнула Олеся.
-Ладно, а познакомились то вы как? — не унималась Светлана. — Вот это очень интересный момент, ведь Ян у нас никуда не выходит.
-Познакомились мы на заводе. Я заканчивала техникум и пришла туда проходить практику.
-Ну все, ясно, — улыбнулась Света. — Ян показался тебе большим начальником. Значит, ты только отучилась? Работать так и планируешь на заводе?
-Олеся не будет работать, — вновь вмешался в разговор девушек Ян. — Ты же знаешь мое представление насчет семейной жизни. Жена должна заниматься хозяйством и ждать с работы мужа. И Олеся в этом со мной согласна.
-Правда? — вскинула брови Света? — Олесь, серьезно? Ты хочешь сидеть дома?
-Да, а что в этом такого? Многие женщины остаются домохозяйками, тем более если у них муж, способный их обеспечивать, — Олеся шпарила как по заранее изученному тексту, и Света подозревала, чьими устами она говорит.
Ну, а уж если и сама Олеся так думала, то Света ее категорично не понимала. Ни в коей мере она не хотела бы для себя такой жизни. Светлана мечтала закончить институт и заняться карьерой. А сидеть дома для нее было все равно, что заживо себя похоронить.
Свадьба Яна и Олеси состоялась всего через четыре месяца после знакомства с родителями. Отгуляли ее дома. Ян не желал тратиться на ресторан, чем лишний
подтвердил предположение своей сестры, что он скряга. Олеся выглядела вполне счастливой невестой и смотрела на своего жениха снизу вверх. Первый месяц молодые прожили у родителей мужа и Света не могла нарадоваться присутствие в доме Олеси.
Невестка быстро и, будто бы с какой-то радостью, взвалила на себя все домашние заботы. Пришедшей из института Свете оставалась только отдыхать. Однако, как оказалось, прижимистость Яна дала свои плоды. После свадьбы он заявил, что начинает подыскивать квартиру, что у него отложено. Конечно же, Светлана подозревала, что и родители внесли туда свой вклад, но это их дело, и девушка предпочитала туда не лезть.
Ян купил небольшую двушку на окраине города и записал её на свою маму. Олесино мнение при этом не учитывалось, да она и не пыталась его озвучить. Когда молодые переехали, Светлана немножко расстроилась. Она успела подружиться с Олесей, к тому же, пока сноха жила с ними, в доме сияла чистота и Свете самой не приходилось ничего делать.
В первое время, после переезда Яны с Олесей, Света не особо поддерживала с ними связь. Но всё изменилось после рождения первого её племянника. Светлана начала ездить к Олесе, чтобы помочь с малышом. Но старалась сделать это в отсутствии дома Яна. По брату она абсолютно не скучала.
Олеся оставалась всё такой же тихой и улыбчивой. Всё спорилось в её руках. В квартире была чуть не стерильная чистота. И пухленький малыш всегда был сыт и благоухал детской присыпкой и кремами.
Свете оставалось только порадоваться за брата. Получается, он всегда был прав. Он нашёл себе такую жену, какую хотел. И самое главное, её саму всё устраивает. Ни разу Света не слышала от Олеси ни одной жалобы на мужа.
И хоть Светлана предпочитала уходить до возвращения брата с работы, она прекрасно видела, как суетится Олеся перед приходом мужа. Ужин обязательно должен быть горячим и в квартире не соринки.
Когда у ребёнка полез первый зубик, и он начал капризничать, Олеся, казалось, больше расстраивается по поводу того, что малыш не даст спать Яну.
-Ну и что, что не даст? Это же его сын. Будет ночью капризничать пусть Ян тебе помогает, — возмутилась Света.
-Да ты что? Ян же после работы, он не должен вставать ночами. Я уйду с ребенком в другую комнату, а муж должен спать, — твердила Олеся.
И вновь в ее словах Света слышала голос своего брата. Ян будто полностью подчинил себе жену и она говорила его словами.
Через полтора года после рождения первого ребёнка Олеся родила девочку. Света, продолжавшая её навещать, видела, что снохе стало уже тяжелее. Двое маленьких детей на руках, палец о палец не ударяющий дома и ни в чём не помогающий муж. Но Олеся старалась, старалась поддерживать их уровень жизни на прежнем положении. Всё так же, чтобы был горячий ужин и сытые и довольные дети поменьше капризничали.
Света старалась, как могла, приезжать почаще, чтобы помогать Олесе. Но не всегда у неё это получалось. Учеба в институте требовала все больше сил, к тому же у девушки было много подруг, друзей, с которыми хотела встретиться вечерами, куда-то сходить. С братом Света виделась только в доме родителей, куда он заглядывал после работы.
И как-то, когда его первому сыну исполнялось пять лет, Ян заявил, что Олеся снова беременна. Он заявил это так самодовольно, что Марии Николаевне, у которой округлились глаза, осталось только поздравить сына. А вот шокированная Светлана не стала сдерживать настоящих эмоций.
-Ян, ты что, озверел, что ли? У вас двое маленьких детей. Олеся не справится, если будет еще третий. Ты о ней подумал?
-Это вместо поздравлений? — приподнял бровь Ян. — О чем это я еще должен думать? Раньше в семьях было по десять детей. Женщины со всем справлялись.
Это предназначение любой женщины — воспитывать детей, а не как некоторые, учиться в институтах непонятно для чего.
Света пропустила шпильку в свой адрес и продолжила возмущаться:
-Олесе уже с двоими было тяжело. Ты ведь абсолютно ни в чем не помогаешь своей жене. А с тремя она просто не справится. Или ты планируешь нанять ей еще и няню?
-Какая няня, окстись! Настоящей женщине дети за радость, но тебе этого не понять. Да и вообще, много ли ты знаешь? Олеся говорит, ты давно уже не приезжала.
-Да, я не приезжаю, — смутилась Света. — У меня много своих дел. А ведь твоя Олеся, почти моя ровесница. Я даже не представляю, как она всё это выдержит!
-Вот и не представляй! Куда тебе! Некоторым не дано быть настоящими женщинами.
Светлана проглотила очередное оскорбление от брата. Плевать, что он говорит ей, но, похоже, он не думает и о своей жене. На следующий же день Света поехала к Олесе, чтобы уговорить ту сделать аборт. Оказалось, что уже поздно. Да и сама Олеся, вроде бы, не возражала против третьего ребенка. Не возражала на словах, но в глазах девушки уже виднелась непроходящая усталость.
Но это были еще цветочки, по сравнению с тем, какой стала Олеся, когда родился третий ребенок, снова мальчик. Света старалась приезжать к ней так часто, как только могла. На Олесю было больно смотреть. Её глаза были обведены тёмными кругами усталости, а из них на Свету усмотрела загнанная лошадь. С каждым новым приездом Светы к невестке, ей бросалась в глаза Олесина худоба. Молодой маме даже поесть было некогда, и в квартире уже не было прежнего порядка. Света приезжала на пару часов хотя бы для того, чтобы заставить Олесю банально поспать, но та спать не соглашалась.
-Так много дел, так много дел! Ян будет ругаться, – бормотала Олеся.
И, принимая Светину помощь, впрягалась либо в готовку, либо в уборку.
-Олеся, остановись, передохни, — умоляла её Света. — Так как ты жить нельзя, ты же света белого не видишь. Заставь Яна нанять тебе помощницу.
Неожиданно Олеся разрыдалась.
-Да какая помощница, Света, о чём ты говоришь? Я даже предложить такое мужу не осмелюсь. Но ты права, я уже больше не могу, я с ног валюсь. Посидишь немного с детьми, я посплю?
Олеся вырубилась на несколько часов, а Свете в тот день пришлось дождаться Яна. Она собиралась надавить на брата, пристыдить. Но возмущаться первым начал он:
-Что это значит, она спит? Почему она спит днем? Если уж ты изъявила желание помочь ей с детьми, она могла бы дома порядок навести. Корзина для белья три дня уже забита и квартира не прибрана. Тут «сам черт ногу сломит», а она спит!
Ян, ничего не желая слышать от Светы, направился в спальню и грубо разбудил Олесю. Та почувствовала себя виноватой и засуетилась перед мужем. Света плюнула в сердцах и ушла. Если Олесю все устраивает, то она ничего не сможет с этим поделать.
А потом Олеся ушла от Яна.
Вернее, нет, не ушла — сбежала! Она собрала в небольшую сумку свои нехитрые пожитки и, попросив соседку побыть с детьми до прихода Яна, испарилась. Когда мужчина вернулся с работы, он застал в своей квартире ошалевшую от присмотра за тремя детьми соседку и записку на кухонном столе.
«Я так больше не могу. Прости, но я ухожу, я не справилась. Не пытайся меня искать, я все равно не вернусь.»
Ян, конечно же, пытался, но след Олеси терялся на вокзале. Она уехала из города. Мужчине нужно было работать, и первое время с детьми сидела Мария Николаевна. Женщина продержалась около недели, потом её начало подводить здоровье.
И тогда семья Светланы приняла весьма неожиданное для нее решение. Девушка возвращалась домой в приподнятом настроении. Дела шли прекрасно. После окончания института она сразу же нашла себе работу и собиралась заступить на днях.
А дома Свету ждал семейный совет. За столом сидели родители и Ян. Мария Николаевна держала на руках младшего внука. Старшие дети с криками носились по комнате.
-Света, мы все здесь ждем тебя. Присаживайся. Ты ведь знаешь, какая у нас тяжелая сложилась ситуация, — бойко начала говорить мама. — Я не могу следить за детьми Яна, здоровье не позволяет. К тому же, у меня есть муж, твой папа. Ему тоже требуется внимание. Мы посовещались и решили, что с детьми брата должна пока жить ты.
-Не поняла? Это как? — заморгала Света. — Что значит, жить с детьми?
-Как, как? Что тут непонятного? — грубо сказал Ян. — Ты переезжаешь в мою квартиру и живешь там постоянно, а я пока вернусь к родителям. Мне после работы нужен отдых.
-Вы что здесь все, с ума посходили? А ничего, что я тоже выхожу на работу?
-Ни к чему тебе это. Деньги на содержание детей я буду привозить. А работать женщине ни к чему. Ее предназначение воспитывать детей.
-Чужих детей? То есть я должна забыть про свою личную жизнь, про работу, чтобы растить твоих, Ян, детей?
-Но почему сразу забыть про личную жизнь? — засуетилась Мария Николаевна. — Светочка, это же не навсегда. Когда-нибудь Ян найдет новую жену, которая полюбит его деток. И вот тогда…
-Да никогда больше он не найдет такую дуру, как Олеся! О чём вы говорите? Это ещё были её дети! А чужой тете они, и вовсе, никуда не сдались. Я не знаю, с чего вы здесь все решили, что я должна жертвовать собой из-за тупости и твердолобости своего брата. Я не собираюсь это делать!
-Говори, говори, да не заговаривайся! — вскочил с места Ян. — Выбирай выражения. Ты что хочешь сказать, что ты отказываешься?
-Да ещё бы! — рассмеялась Света. — Глупо было даже надеяться, что я на это пойду.
-Света, ты не имеешь права так поступать. Мы твои родители, мы тебя вырастили, — побледнела Мария Николаевна. — Ты должна чем-то жертвовать ради своей семьи.
-Даже и не мечтайте, — отрезала Света.
В тот день она поругалась с родителями и с братом, и ушла из дома. Долго ни с кем из них не общалась. Через какое-то время ей позвонил папа, а мама отошла только через полгода. Но вот с Яном Света больше не общалась никогда. Брат с сестрой стали врагами на всю оставшуюся жизнь.