Пресса вспомнила о ней, как это часто бывает, в связи с кончиной актрисы в сентябре 2003 года. Писали эпитафии, вспоминали её замечательные роли. А с фотографий таинственно улыбалась потрясающая красавица, оставшаяся вечно молодой на киноэкране.
За тридцать лет в кинематографе Мышкова снялась в трёх десятках фильмов. Лида в картине «Дом, в котором я живу», Оля в фильме «Человек ниоткуда», Лидия из «Дома с мезонином», Немировская в фильме «Человек меняет кожу», Ланская из «Доктора Веры», Ольга в «Лёгкой жизни»… Ольга Зотова — эта роль в «Гадюке» стала главной ролью в её актёрской судьбе.
Красавица-актриса часто играла отрицательных героинь. Может быть, в её притягательной красоте режиссёры видели что-то хищное? Но у Мышковой они получались настолько живыми, грешными и подверженными слабостям в поисках любви и счастья, что зрители невольно им сочувствовали.
Мышкова родилась в Ленинграде 8 мая 1926 года, но свой день рожденья после 1945 года она всегда праздновала в День Победы. Её отец, генерал-лейтенант, погиб в 1942. Это он придумал для дочери необычное красивое имя. Кто бы мог подумать, что Нинель — анаграмма «Ленин»! Однако, у Мышковой было второе домашнее имя Ева, так её звали родные и близкие друзья.
Отец происходил из крестьянской семьи. Выбрав военную стезю, он, будучи в чине унтер-офицера, всем сердцем принял революцию, его полк перешёл на сторону большевиков. Мать же была из рода обедневших дворян.
Нинель окончила Щукинское театральное училище. В кино она дебютировала ещё студенткой, снявшись в картине режиссера Александра Файнциммера «За тех, кто в море» в роли военврача Жени Шабуниной. Актриса гордилась тем, что врачи, консультанты фильма, не нашли ни одной погрешности в её работе. Она, кстати, сыграет снова врача в фильмах «Сердце бьется вновь» Абрама Роома и «Ноль три» Игоря Ельцова.
Ещё учась на первом курсе, Нинель влюбилась в вернувшегося с фронта Владимира Этуша, вспоминавшего:
— Вскоре мне предложили преподавание на первом курсе в качестве ассистента педагога по мастерству актера. И тут-то я встретил Нинель Мышкову. Она училась на первом курсе вахтанговского училища. Я был в то время для нее романтическим героем, испытавшим все превратности военного времени, и это нас сблизило. Ева, как она назвала себя сначала, влюбилась в меня. Не могу сказать о себе того же, но я не сопротивлялся. И Мышкова стала моей первой женщиной, первой женой.
Постепенно мое чувство, вернее, отсутствие чувства, стало перерастать в привязанность. И в конце концов я полюбил свою молодую жену…
И как же он расстраивался, когда его, молодого тогда, красивого Нинель спустя время бросила, уйдя к «старику» (как он его называл в мемуарах), композитору итальянского происхождения Антонио Спадавеккиа, создавшего музыку для большого количества кинокартин. Антонио был старше Нинель на 19 лет, а Этуш — всего лишь на четыре года.
Несколько лет спустя Этуш встретит Антонио на ялтинском пляже, где они вдоволь обсудят коварную Еву-Нинель, бросившую и композитора.
После дебюта в кино Мышкова появилась на экранах только через пять лет. Она сыграла Ильмень-царевну в сказке «Садко» Александра Птушко, влюбленную и страдающую. А ещё — добрую, ведь она помогла гусляру Садко, хотя поняла, что любит он только Любаву. Как такая героиня могла не тронуть зрителей до глубины души?
На съёмочной площадке царила атмосфера сказки и любви. Возможно, под влиянием обстановки вспыхнул роман между актёрами Иваном Переверзевым и Аллой Ларионовой, а Нинель судьба свела с вторым оператором фильма Константином Петриченко. Или просто судьба так распорядилась.
Он носил имя, которое она обожала, так звали её горячо любимого отца. Константин был на него похож. Красивый, мужественный, добрый и нежный. И своего сына, родившегося через год после свадьбы, состоявшейся в 1953 году, супруги назовут Костей.
Кстати, Нинель снимется ещё в двух сказках, сыграв Василису в «Илье Муромце» и Марью-искусницу в одноимённом фильме Александра Роу.
К середине 60-х Нинель Мышкова стала настоящей звездой отечественного кинематографа. Сколько выходило открыток с её прекрасным лицом!
Актриса очень любила свой дом, наполняя его уютом и своей красотой.
— Я не помню ее дома в мятом халате, — вспоминал сын актрисы, — всегда одета со вкусом, с прической… Не помню, чтобы родители ссорились, повышали голос: в семье царила особая атмосфера покоя, тепла и уюта. Все очень любили праздники. Особенно Новый год с непременным бабушкиным фантастическим «Наполеоном». А какие мама и бабушка пекли потрясающие пирожки!
— Матушка была хозяйка себя и всего вокруг. Она все умела делать своими руками. Легко управлялась с молотком и дрелью, забивала дюбеля, вешала шторы, делала ремонт, реставрировала мебель… Было сложно с мастерскими — сама чинила обувь. Очень любила и чисто женские занятия: искусно вышивала, вязала. Прекрасно шила — все вещи носила, сшитые своими руками. Даже шубы.
Идиллическая семья всё же распалась через 16 лет.
Нинель поехала на кинопробы фильма «Здравствуй, Гнат!» в Киев. Когда её увидел режиссёр Виктор Ивченко, он воскликнул «Я влюбился!» Так оно и было, любовь поразила обоих, как удар молнии. Оба состояли в браке, и обеим натурам претила ложь.
Ивченко признался своей жене, актрисе Ольге Ножкиной:
Оля, я встретил женщину, без которой уже не смогу жить. Пойми меня и прости.
Но Ольга предательства не простила, не пришла на похороны супруга и, более того, не проводила в последний путь их сына Бориса, так как его хоронили рядом с изменником.
Нинель тоже развелась с супругом, но их развод прошёл спокойно, они сохранили тёплые дружеские отношения на всю жизнь.
Сыну Косте тогда было 15 лет:
Я не могу сказать, что страдал, когда родители развелись. Я очень хорошо относился к Виктору Илларионовичу, и он ко мне тоже. Я уже был достаточно взрослым парнем. Трагедии безумной не было. Я вообще не доставлял больших проблем. Отношения мамы с отчимом помнятся, как отношения любящих людей. Очень нежные, светлые.
Ивченко был уже известным режиссёром, «принадлежавшим» студии им. Довженко. Поэтому Нинель разрывалась между Москвой (где жил сын с бабушкой) и Киевом в течении десяти лет. Так и ездила туда-сюда на поезде «Первый» между двумя городами. Кстати, пара считала, что ожидание встречи и сама встреча — это нескончаемая новизна, им такой брак нравился.
Виктор Ивченко, что называется, «под неё» ставил свой знаменитый фильм «Гадюка». Жаль, что сейчас мало о нём вспоминают, а ведь он действительно хорош. Всего же режиссёр снял супругу в пяти своих картинах, но это не означает, что она не снималась у других. Нинель Мышкова была востребованной актрисой.
Ивченко горел на работе, не щадя здоровье. Остро отреагировал, когда его фильм «Иванна» проклял Папа Римский. Суеверные люди шептались, что проклятие сработало — ушли из жизни несколько человек из съёмочной группы, в том числе актриса, сыгравшая главную роль, Инна Бурдученко, тогда же у режиссёра случился первый инфаркт.
Это было не буквальное проклятие, так как папы — не колдуньи и не ведьмы. Он резко высказался по поводу фильма и предал его и создателей анафеме, но с тех пор в воспоминаниях всюду фигурирует именно «проклятие Папы Римского».
А в августе 1972 на съёмках в Ростове-на Дону произошёл уже четвёртый по счёту инфаркт, после которого Виктор не выжил. Он скончался в ростовской больнице на руках у вылетевшей к нему жены. Нинель всю ночь шила чёрное платье, организовала доставку гроба в Киев и там похоронила Виктора, положив в могилу все его письма, чтобы никто и никогда не трогал эти страницы (она их помнила наизусть).
После она уже не искала женского счастья, а в анкетах писала «вдова».
Мышкова была, наверное, слишком избирательна: сценарии ей присылали, но она от всего отказывалась. А в кино очень легко пропасть из виду, ведь другие-то соглашаются на всё. В 1976 году она сыграла в фильме «Сто грамм для храбрости», а в 1982 — последний раз мелькнула в эпизоде картины «Гонки по вертикали» и всё — прощай, кинематограф.
Нинель очень сожалела об одном в своей жизни: не пошла работать в театр. Но театр ей заменили встречи со зрителями. Она ездила с шефскими концертами в воинские части, участвовала в гастрольных концертах по всему Советскому Союзу, выезжала и за рубеж.
Своему сыну Косте Нинель и Константин Петриченко дали очень очень хорошее образование. Он учился во французской спецшколе, потом окончил МГИМО без всякого блата. Поступил не сразу, отслужив в Советской Армии, но своего добился.
В 1986 году он покинет Родину и маму на семь лет, отправившись в качестве пресс-атташе посольства во Францию. А во вторую поездку заберёт маму с собой на время. Нинель, кстати, свободно владела французским, так как её мать обучила дочь по дворянской традиции. А потом Мышкова изучала язык и в школе, и в Щукинском училище.
Но актриса не могла наслаждаться поездкой, к тому времени ей поставили страшный диагноз: рассеянный склероз. Костя показал мать и французским врачам, но, увы, это тяжёлое заболевание до сих пор неизлечимо. Так что последние годы своей жизни она провела в забвении в Москве, потеряв память. Но кто знает, какие картины возникали перед её мысленным взором, когда она спокойно сидела у окна в квартире на Чистых прудах и смотрела на синеву неба и прохожих.
Костя схоронил любимую маму Нинель Мышкову в сентябре 2003 года на Новодевичьем кладбище рядом с её отцом и его дедушкой, генерал-лейтенантом Константином Мышковым.