«Вы не представляете, как смешны вы со своим ЗОЖ, мотивацией, фитнессом, надутыми губами, сельдереем и всем остальным»
«Мужчина ценит, то, что ПРИНАДЛЕЖИТ ему, женщина ему НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ, а тем более КРАСИВАЯ! У меня всё!»
«Красивая женщина для современного мужчины это значит, что он будет рабом и аленем. За исключением случаев, если красивая она сама по себе (без тонн штукатурки), и она сама влюбилась в мужчину» Из комментариев
Как вы уже поняли, красивых женщин мужчины вожделеют, но одновременно побаиваются. Вдруг эта стройная газель лишит меня жареной картошечки, выгонит с насиженного дивана и будет насильно кормить сельдереем на ужин? Вдруг съест медовик, а сама уйдет к сопернику побогаче? Вдруг будет изводить капризами и требовать денег, которых у меня нет? Нет уж, не на того напали! Именно такими (и другими) словами некоторые мужчины пытаются убедить нас в том, что красота сильно обесценилась в последние годы (и потребовать на этом основании красавицу со скидкой). А что происходит на самом деле?
В раба мужчину превращала красота
«Я люблю красивых женщин
Тех, что с грудью и лицом,
От которых кровь бушует,
Приливая в нижний дом» (стихи одного современного поэта).
В моей упругой юности все хотели красоты. Девочки – «быть». Мальчики «иметь». У кого-то получалось, у кого-то нет, но приставучий мотив «в раба мужчину превращает красота» звучал из каждого утюга. Более того, считалось, что красота требует жертв, а денег в те далекие времена все равно ни у кого не было.
Жертвы, кстати, были вполне реальные. В память врезалась короткая газетная заметка. Девочки 12-14 лет ограбили какую-то старушку. Их повязали в тот же день – подростки пришли на дискотеку похвастаться купленными на рынке обновками. Еще в одном случае, но это уже, правда, в 2000-х, полиция искала женщину, укравшую с работы большую сумму денег. Зная характер злоумышленницы, вычислили ее до обидного просто. Прошлись на следующее утро по дорогим салонам красоты. Не смогла девушка пуститься в бега, не нарастив перед этим роскошную гриву волос и длиннющие ногти. Так, красивая, и отправилась в камеру. А могла бы попивать Мохито где-нибудь в Сочи.
Красота казалась однозначным благословением, в те времена никто еще не исследовал ее при помощи феминистической оптики. В публичном поле еще не обсуждали двойные стандарты, патриархальные сделки и объективацию. А обсуждали Линду Евангелисту, которая утверждала, что меньше, чем за 10 000 долларов с постели не встанет. Причем не только утверждала, но и не вставала. Богатые, успешные и знаменитые топ-модели стали новой элитой. А красоту воспринимали как надежный лифт в облака. Причем лифт – это очень верное сравнение. Туда, куда женщина средней внешности может долго и нудно идти сама, поднимаясь шаг за шагом по карьерной лестнице, лиф возносит сразу и быстро. Хотя так же быстро и сбрасывает вниз, отметим в скобках. Впрочем, поговорка «не родись красивой» существовала и тогда, видимо, у людей все же были какие-то догадки на это счет. Кстати, вы заметили, что у этой поговорки есть и второе дно. В былые времена красивой можно было только родиться. А потом что-то изменилось…
Оказалось, что красивой можно стать уже не только по праву рождения
«Если женщина тратит больше 10 минут в день на наведения красоты — не красивая она, а нарисованная» Мужские «советы бывалых»
Я помню, как на обломках социалистических идеалов то здесь, то там стали появляться салоны красоты. Не сказать, что салон преображает женщину до неузнаваемости, но вы ведь помните, какой эффект произвели модели Диор, продефилировавшие когда-то по улицам советской Москвы. Как ошарашено смотрели на них женщины в серых одинаковых фабричных платьях… Такой эффект я видела только один раз. Как-то меня, как блогера, пригласили в поездку на Роллс-ройсе. А забирали из спального района, который лучше всего характеризуется словом «чигиря», «курмыши» или даже «зачем ты туда забралась». И вот когда я садилась в эту машину и фотографировалась около нее, какая-то тетка решила рассмотреть все получше, и вышла типа погулять с собакой. Почему «типа»? Потому что задние ноги собаки были просунуты в ОДНУ штанину собачьего костюмчика. А увлеченная роскошной тачкой хозяйка этого даже не заметила.
Вот так же было и с красотой. Какое-то время наращенные ногти, ресницы и волосы позволяли стать звездой, хоть и ненадолго. Одежда тоже имела значение – понятно, что внешний вид имеет значение всегда, но было время, когда вещи ценились особенно. Когда ни у кого нет, а у тебя есть – красота и ухоженность дает чувство превосходства, понимания, что твоя жизнь сложилась правильно, и какой-то душевный покой.
Мне кажется, нигде, ни в одной стране мира нет такой развитой бьюти-индустрии, как у нас. Эмигрантки вечно жалуются в своих сообществах – на маникюр не запишешься, долго, некачественно, дорого. У нас маникюр (в смысле не гигиенический, а с фантазийным покрытием) носят практически все женщины, даже самого скромного достатка. Особенно те, что скромного достатка, и мне их сложные дизайны иногда напоминают об алой помаде, которой радовались освобожденные узницы в лагерях смерти. Помада возвращала им индивидуальность там, где ее по определению быть не могло. И это не про красоту. Это про самую жизнь.
И да, в самые трудные моменты жизни очень помогает собраться с духом, принять душ, уложить волосы и наложить легкий макияж. А когда земля уходит из-под ног, и кажется, что все кончено, очень полезным бывает взять под контроль хотя бы собственное тело. И вместо жидкого засасывающего болота почувствовать под ногами хоть какую-то, но твердь. Одна женщина, кстати, отчаянно борясь с жизнью пятьдесят с лишним лет, и обнаружив, что в этой борьбе верхнее веко пало, сделала себе операцию. Стало красиво, взгляд открытый, лицо посвежевшее. Ну и кто будет ее за это осуждать?
Не ждать милостей от природы, пойти и сделать
«Я долго терпел. Я думал, что это отдельные случаи, думал, что это мой личный вкус, что эта дикая мода пройдет. Но нет, это превратилось в эпидемию, со мной согласны все мужчины, которых я спрашивал. Мое терпение иссякло и кто-то должен сказать эту правду вслух. Девушки! Прекратите накачивать губы!»
Если честно – я и сама не знаю, когда это случилось, когда уходовые процедуры и легкие корректировки сменились чем-то более агрессивным. Честно скажу, мне очень не нравится то, что сейчас происходит в области пластической хирургии и косметологии. И даже не только потому, что никто ни за что не отвечает. Как бы это объяснить… Произошла некая очевидная унификация красоты. Лицо мечты стало возможным купить. Но это не самое неприятное. Как человек, имеющий некоторое понимание того, как происходят продажи в интернете, я несколько озабочена тем, что в основном «типовое» лицо сейчас и может что-то продать. А уж если к нему прилагается типовая фигура, богатый муж и нарядные здоровые детки – тем более. Искусственная красота неплохо продает и продается. И к сожалению, многие теперь именно ее считают лифтом. Борьба отдельных мужчин за естественные губы в интернете, конечно, радует, но всегда наводит на подозрения, мол, вдруг это не столько идейный боец, сколько напуганный состоянием своего кошелька гражданин…
Я бы не сказала, что в глазах мужчин красота обесценилась. Просто цена вопроса превращения обычной девушки в роскошную красавицу все время растет, в отличие от зарплат. Кстати, я заметила, что у этих самых тюнингованных красавиц не всегда мужья – «папики». Иногда все обстоит ровно наоборот. Интернет-бизнес такой звездочки держится на привлекательной картинке, а мужа заводят для антуража. Такое тоже бывает.
Эффект разочарования
В то же время нельзя не заметить и противоположную тенденцию. Женщин, которые стали относиться к своей внешности проще. Например, еще лет десять назад фитнес индустрия переживала бум – всем хотелось идеальное тело. Более того, женщин можно было неидеальным телом «размера М» виновать – так делали некоторые блогеры. И где сейчас эти блогеры? Женщины размера М показали зубы. Нет, они ходят на танцы и в бассейн, просто научились посылать советчиков подальше. Женщины надели удобную одежду, обувь, стали проще относиться к укладке и макияжу. Красивой быть хочется, конечно, но не так отчаянно, что ли… Кажется, мы просто давно выросли, и не возлагаем слишком много надежд на чистку зубов, крем для лица или новую стрижку.
Один умный человек сказал когда-то: «Экспансия красоты приводит к ее девальвации». Чего много – то не ценится. Вопрос только в том, что когда чего-то становится много, оно перестает быть интересным. Интересно то, чего мало, что дорого стоит и требует жертв. Так оно было, есть и будет во все времена.
Что же касается того, что красота обесценилась, я бы с этим поспорила. До сих пор красота – мощный двигатель продаж, это пришлось признать даже линейке Victoria’s Secret, которая сначала попыталась отнести красавиц на свалку истории, исключив из показов, а теперь отчаянно заносит их обратно. Мне кажется, основным открытием последних лет стало нечто другое. Это отношение к красоте мужчин. Да, многие из них не отказались бы провести вечер с роскошной красавицей. Но у большинства из них нет никаких денег, им едва хватает средств на то, чтобы готовые салаты покупать и сил на то, чтобы всякую гадость в компьютере смотреть. А тех, кто готов платить, удручающе мало. Платят за красоту… в основном сами женщины. И они начали искать некий баланс: сколько им не жалко заплатить, а сколько – уже слишком.
Что мне нужно для того, чтобы войти в этот день с хорошим настроением? Блестящие здоровые волосы? Боевые стрелки на веках? Новый удобный костюм? Хорошие ботинки? Легкость в походке и в желудке? Разве жалко заплатить за это, если есть, чем? Это гарантированное удовольствие. А вот всякие принцы на вертолетах, слетевшиеся на эту неземную красоту – это, скорее, лотерея. Я не лично люблю лотереи … А вы?