Людмила Васильевна Максакова была в богемной Москве эпохи «застоя», притчей во языцех. Она шокировала столицу своими шубами, бриллиантами, спортивными автомобилями. Она с русской удалью сорила деньгами, при этом казалось, что источник денег у нее никогда не закончится. К слову, источником был западногерманский бизнесмен, он же муж Максаковой, сменивший на этом посту модного художника Збарского.
Матерью же Людмилы Максаковой была оперная певица и солистка Большого театра Мария Петровна Максакова, а вот кто был отец — неизвестно до сих пор.
Ольга Евгеньевна Симонова-Партан пишет: «Максакова всегда была виртуозом театральной интриги. Это важнейшее качество для театрального успеха — мало кому дано плести интригу “по-максаковски”: так умно, что часто и догадаться мудрено, откуда вьется ниточка, столь она витиевато переплетена и запутана…. Виртуозность плетения интриг во многом способствовала ее царственному статусу на вахтанговкой сцене и во многом повлияла на историю и репертуарную политику этого театра за десятилетия. Именно постановками с Максаковой обязан театр Вахтангова своими изменами вахтанговской эстетике-… спектаклями типа “Анны Карениной” в постановке Романа Виктюка и истинно вахтанговскими триумфами:…“Без вины виноватые” в постановке Петра Фоменко. Острохарактерные роли, типы интриганки Каринкиной в пьесе Островского “Без вины виноватые”, всегда удавались Людмиле Максаковой.
Автор этой цитаты — Ольга Симонова-Партан — дочь Евгения Рубеновича Симонова и внучка Рубена Симонова. Закулисье театра им. Вахтангова она знала великолепно. Посему продолжу ее цитировать:
«В те советские времена Максакова была предтечей сегодняшнего постсоветского гламура. Умная и коварная женщина, она точно чувствовала еще тогда, в далекие 70-ые, что значит для нищенского социалистического сознания невиданная роскошь. Ведь тогда еще не было олигархов…, не было всей этой постсоветской денежной вакханалии. Тогда была только одна настоящая московская львица — Людмила Максакова, женщина опасная и, надо отдать ей должное, твердо знавшая, что ей нужно. Предполагаю, что нужна ей была больше всего на свете вахтанговская сцена. Хотелось ей на этой сцене безраздельно царить. И она царила, но не безраздельно, посягать на корифейство Юлии Борисовой было не так-то просто.»
И далее:
Мама всегда прослеживала в вахтанговских хитросплетениях максаковскую нить:
— Коварнее и опаснее человека, чем Максакова, не знаю.
А мамой Ольги была актриса театра им. Вахтангова — Валерия Разинкова.
Скандал разразился 3 апреля 1963 года. Вахтанговцы готовилось к репетиции по пьесе Льва Толстого “Живой труп”. В главных ролях: Николай Гриценко, Людмила Целиковская, а в роли цыганки Маши молодая Людмила Максакова. Другую цыганку репетировала Валерия Разинкова. (Напомню, сам Рубен Симонов — её свекр)
Кто-то донес актрисе, что ее мужа Симонова — мл. видели в ресторане с Людмилой Максаковой. В ярости Разинкова надавала Максаковой по мордам и испортила грим. При свидетелях, прямо в гримуборной ! Скандал был публичным, закрывать глаза было невозможно, и руководство театра приняло жесткое решение уволить артистку Валерию Разинкову за хулиганство. Валерия ушла в театр Советской Армии, а затем театр им. Ермоловой.
Увы, этот скандал сыграл в ее судьбе роковую роль. Валерия скончалась в возрасте 43 лет, в 1980 году.
Много лет спустя Максакова в разговоре с Ольгой Симоновой, обвинила в том скандале Екатерину Райкину, приревновавшую Максакову к Юрию Яковлеву. А у Симонова — младшего, отца Ольги, занозой в сердце была актриса Ирина Бунина, а вовсе не Максакова. Такой вот разворот.
Автор мемуаров — Ольга Симонова-Портан — ныне живет в США, профессор русской литературы и культуры