Галина Щербакова (1932-2010) не обладала такой монетизированной популярностью при жизни, как, например, Виктория Токарева или Дарья Донцова. Да и старт у них был разный. Щербакова, в отличии от упомянутых женщин, никогда не соприкасалась с жизнью великих. В доме Донцовой часто бывал Валентин Катаев, а Сергей Михалков «замолвил словечко» в ВУЗе, в который поступала Токарева.
Щербакова окончила педагогический институт в Челябинске, работала в школе преподавателем, а затем — 12 лет журналистом местной газеты. Она мечтала писать на серьезные и сложные темы, но у нее не было никакого блата и издатели отказывались ее печатать.
Тогда она решила создать нечто легкое. Как говорится, если гора не идет к Магомеду. Появилась повесть «Вам и не снилось», которую напечатал журнал «Юность» в 1979 году. Это был счастливый билет в мир литературы. Окрыленная успехом, Щербакова начала писать книги о сильных женщинах и превратностях их судеб.
Я собрала несколько цитат из позднего творчества Галины Николаевны, чтобы понять, к каким выводам приходит женщина с возрастом:
О любви и ее отсутствии
Жить без любви можно только в двух случаях. Во-первых, если не отдаешь себе в этом отчёта… Живешь и живешь. Так делают большинство, потому что любовь — редкость. Как талант. Как сокровище. Как красота. Во-вторых… Если надо жить во имя больного или беспомощного… Потому что есть вещи выше любви… Например, порядочность…
Жизнь во благо больных и беспомощных в наши дни расценивается либо как громадная жертва и почти что святость, либо как большая глупость: каждая жизнь уникальна, зачем бросать одну под рельсы другой?
Но писательница права: любви, истинной и настоящей, много не бывает. Бывает много мужчин, много попыток обрести любовь, но количество никогда не станет качеством.
Об отношении к собственному возрасту
Чем отличаются тридцать шесть лет от сорока шести? Ощущением, что тридцать шесть — это почти конец, тогда как сорок шесть — самое начало.
Чем старше становится человек, тем сильнее он убеждается в мысли, что душа не стареет. Она либо с самого начала хмурая, недоверчивая и угрюмая, либо разудалая, задиристая.
Зачем нужно меняться
Неменяющийся человек подобен дереву, лишённому возможности передвигаться. Как бы ни торжествовало дерево цветами, листьями, плодами, как бы ни размахивало ветками-увидеть, что там, за поворотом, ему не дано. А меняющийся человек способен это познать, потому что он встал и пошёл себе куда ему надо.
Железобетонные принципы хороши в качестве внутреннего стержня. С ними жить проще, чем без них. Но жизнь меняется так быстро, и мы вместе с ней, что и собственные идеи нужно подвергать систематической инвентаризации. Сбрасывать лишнее, обрастать новыми.
О пользе разочарований
Чем раньше человек определит свое место в жизни, тем лучше. Меньше разочарований. Разочарование — очень мудрая штука. Надо разочаровываться, нет другого пути познания людей и жизни. Я постоянно в себе разочаровываюсь… Для меня это путь из вчера в завтра.
Разочарование — синоним слова «прозреть», а прозреть, в свою очередь, стоит рядом со словом «понять». Есть люди, которые не хотят ничего понимать и признавать, особенно, если речь идет о своих промахах и ошибках, о поражениях. Они всегда сделают виноватым кого-то другого и будут ждать счастливого стечения обстоятельств, вместо того, чтобы ковать счастье здесь и сейчас.
Речь как отражение
Нельзя научить говорить, если нечего сказать.
Сократу принадлежит фраза: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Не так давно по ТВ показывали элитарную тусовку, точнее, их детей. Дети учатся за границей, в лучших частных учебных заведениях. По идее, должны быть начитанными, наполненными. Но… дают им микрофон в руки, а они двух слов связать не могут. Речь — эхо ума. Но для того, чтобы научиться красиво говорить, нужно чем-то напитать свой мозг.
То, что нас угнетает
Люди живут странно: они могут пройти через невозможные потери, а могут не пережить хамство соседа. В этой жизни количество горя не аргумент ни для чего.
Чистая правда. Глобальное горе воспринимается как неизбежность и принимается покорно, а хамство, плевок в душу, — как вопиющая несправедливость и унижение достоинства, корежит изнутри и не дает спать по ночам.
Щербакова дает совет, как противостоять негативному влиянию извне и получить душевный иммунитет, невидимую броню:
Меня нельзя обидеть — я просто не обижусь. Меня нельзя придавить — я выскользну. Меня можно только убить, но я не боюсь смерти, потому что мне интересно, что там…
Линейка жизни
Каждое десятилетие жизни можно обозначить как день недели.
И тогда получается:
0−10 лет — понедельник
10−20 лет — вторник
20−30 лет — среда
30−40 лет — четверг
40−50 лет — пятница
50−60 лет — суббота
60−70- лет-воскресенье
70−80 лет понедельник т.д.
И сразу начинаешь по-другому к жизни относиться…