Есть признак, по которому можно определить человека, который оставит вас в трудную минуту. Он, может, неплохой человек. Даже почти хороший. Не злой и не подлый в целом. Но он может совершить подлый поступок и даже предательство.
Потому что он отлично умеет себя оправдывать и ловко переносить ответственность на других людей или на обстоятельства. Это и есть главный признак. Такой человек заранее себя оправдал. За все сразу. Он отлично это умеет делать.
Он мягко скажет в случае чего: «посуди сам, у меня были такие обстоятельства, что я не мог встать на твою сторону. Я не мог прийти, ты же взрослый человек и это понимаешь. Я был вынужден предать тебя, да и не предательство это вовсе. Это мне помешали, и я не смог из-за таких-то и таких-то дел». Он начнёт обвинять других. А потом начнёт обвинять вас: зачем вы не хотите по-взрослому посмотреть на вещи и проявляете максимализм? А потом обесценит ситуацию и скажет: «А что, собственно, случилось-то? Ничего особенного не случилось». Но главное — самооправдания и перенос ответственности. Вот это главный признак.
Даже если речь действительно о пустяке: не пришёл, не сделал, не отдал то, что должен был отдать… Сам по себе поступок пустяковый, но оправдания настораживают.
«Я забыл, извини», «я испугался и промолчал», «я растерялся и смалодушничал», «я потерял деньги, прости!», — этого не дождётесь. Но лавина оправданий начнётся сразу. И оправдания перейдут в обвинения; вы же и останетесь виноваты. Или другие люди. Но сам человек никогда не признает свою вину.
Есть легенда о том, как пророк собирал жителей города в военный поход на врагов; надо было защитить город от набегов. Все мужчины собрались и пошли биться, кроме восьмидесяти человек. Эти струсили и за имущество испугались, за свои лавки и богатые дома. И за свою жизнь. Вот и спрятались среди женщин, стариков и детей.
Потом воины с победой пришли домой. И эти восемьдесят человек стали отвечать — почему они не пошли защищать город? Большинство нашли себе оправдания, тысячи оправданий: внезапная болезнь, слабость в ногах, жена рожала, ребёнок захворал, пожар начался, — разные оправдания громоздили друг на друга эти люди.
Очень красноречиво. И только трое чистосердечно признались, что струсили. Им стыдно, но они смалодушничали и просят их наказать справедливо. Им нет оправдания.
И вот этих троих горожане простили. Два месяца их избегали и не общались. Но эти трое проявили раскаяние и всем помогали, делились, искупали вину как могли. И потом плохое забылось. А пророк сказал: тот, кто честно признает вину и не ищет оправданий, — достойный человек. Он способен исправить ошибку. И в следующий раз поступит правильно. Так и вышло, кстати.
А лицемеры неисправимы. И они снова предадут, потому что заранее нашли оправдания. Они себя заранее оправдали, а уж потом совершили низкий поступок.
Сначала человек оправдал себя, а потом изменил. «Меня на это толкнули обстоятельства, я выпил, мне нужны впечатления, измена — это нормально, все так делают, в конце концов, я живой человек!». Вот так оправдал себя, а потом изменил.
Сначала оправдал себя: «Мне очень нужны деньги, если даже я их не отдам, ничего страшного, у него все равно эти деньги лишние. А мне очень нужно, поэтому я возьму и не отдам. Или отдам, когда разбогатею!». А потом уже взял и не отдал.
Сначала оправдал себя: «А что такого-то? Мне же нужна эта должность. Начальник и так косо смотрит на коллегу и готов его уволить. Если я немного подтолкну ситуацию и перевру слова коллеги в адрес начальника, так это просто немного ускорит процесс. Коллега сам виноват, что болтает направо-налево!»… Оправдает себя такой человек, а потом донесёт.
Оправдания и обвинения — вот признак того, кто вас подставит и оставит в трудную минуту. Потому что такому человеку не придётся бороться с совестью, он с ней давно договорился. Достиг полного понимания. А если человек не оправдывается, признает вину и старается исправить то, что наделал, — это ничего. Это нормальное поведение. И ошибку можно простить, если она поправима…
Автор Анна Кирьянова