Прочитайте эти истории, они помогут избавиться от апатии и неверия, увидеть глубину и значимость в вещах, на которые мы зачастую не обращаем внимания. Но главное – они сделают вас мудрее. Ровно на пять истин нашей жизни.
Буддизм происходит от слова Budhi, которое означает пробуждение. Следовательно, буддистская философия – это философия «процесса пробуждения».
Другими словами, вы должны не просто по-настоящему открыть глаза, а в первую очередь – сознание и разум.
Прочитайте эти пять великолепных и поучительных историй. Они помогут избавиться от апатии и неверия, помогут увидеть глубину и значимость в вещах, на которые мы зачастую не обращаем внимания. Но главное – они сделают вас мудрее. Ровно на пять истин нашей жизни.
Буддизм учит, что помимо доброты и любви, мы должны развивать в себе также интеллектуальные способности – чтобы глубже и яснее понимать жизнь.
История первая
Чашка чая
В дом Мастера пришёл важный и напыщенный профессор. Он представился и сразу же начал перечислять все свои звания и регалии, которые получил за десятилетия научной деятельности. Когда он закончил вою «презентацию», Мастер спросил о цели визита. Профессор ответил, что хочет постичь все секреты мудрости Дзен.
И что же сделал Мастер, как вы думаете? Вместо того, чтобы приступить к обучению, он предложил гостью сесть и выпить с ним чаю. Мастер взял чайник и начал наливать напиток в чашку. Чашка наполнилась до краёв, а мудрый старец всё наливал и наливал… Вот уже чай – на столе, а он всё не останавливается…
Профессор воскликнул: «Разве вы не видите, что чашка уже полная?! В неё уже не вместится ни капли чая – все проливается на стол!» После этих слов Мастер спокойно отставил чайник в сторону и сказал: «Вы похожи на эту чашку чая. Ведь пришли ко мне, наполненные до краёв собственными убеждениями и предубеждениями. Пока ваша чашка не будет пустой – вы ничему не сможете научиться у меня».
Наш первый из буддистских рассказов учит, что когда разум полон предубеждений, то он не способен усваивать знания и новые убеждения. Сначала следует «очистить себя» от старых истин, и только после этого вы будете открыты для новых знаний.
История вторая
Подарок
Однажды Будда беседовал со своими учениками, передавая им знания и бесценный опыт. В это время к ним подошёл какой-то человек и публично унизил великого Учителя, пытаясь спровоцировать конфликт. Все ученики замерли и неотрывно смотрели, какой же будет реакция Будды. Но он никак не отреагировал, оставался спокойным и невозмутимым.
Когда мужчина ушёл, один из учеников, удивлённый таким поведением, спросил Будду, почему он не ответил на слова обидчика.
Будда сказал с прежней невозмутимостью: «Если вам дарят лошадь, а она вам абсолютно не нужна, и вы отказываетесь принимать, то чьей она остаётся?» Ученик задумался на какую-то минуту, а потом ответил: «Если я не приму её, то она останется с тем, кто пытался её подарить».
Будда кивнул в знак согласия и объяснил причину своего спокойствия и невозмутимости. Дело в том, что если кто-то решает тратить время на то, чтобы оскорблять и унижать, то у нас всё равно остаётся выбор: принимать эти слова и реагировать или нет. Точно также, как с любым подобным «подарком». Если вы реагируете – значит принимаете все злые и обидные слова на свой счёт. Если же нет – они остаются у обидчика.
Нельзя никого обвинять в том, что нас обидели и причинили боль. Ведь, в конце концов, это было наше решение – принять эти слова близко к сердцу вместо того, чтобы оставить их на устах злого человека.
История третья
Два буддистских монаха и прекрасная женщина
Два монаха, старый и молодой, прогуливались возле монастыря, который был окружён рекой. К ним подошла женщина просто неземной красоты и попросила помочь ей перейти реку.
Молодой монах в ужасе отскочил от неё, ведь подобное просто невозможно, учитывая обет. А вот старый без слов и стеснения взял её на руки и перенёс через реку. После этого они продолжили свою прогулку.
Молодой монах никак не мог забыть о происшествии и задумчиво молчал. Наконец, не выдержав, сказал старому монаху: «Мастер! Вы ведь знаете, что мы не имеем права даже прикасаться к женщине. Как вы могли подхватить женщину на руки, позволить ей обхватить вас за шею, когда переносили так бережно через реку?»
Старый монах улыбнулся и сказал: «Мой мальчик, я её всего лишь перенёс через реку. А вот ты до сих пор несёшь эту прекрасную женщину на своих руках!»
Вот такая вот поучительная третья история о том, как часто мы несём на своих плечах своё прошлое, даже не замечая этого. Всему виной эмоции и чувство вины, которые делают ношу намного тяжелее, чем она была на самом деле. Когда мы признаём, что тот или иной инцидент не является частью нашего настоящего, то на душе становится легко и светло.
История четвёртая
Где мы ищем?
Однажды люди среди белого дня заметили пожилую женщину, которая что-то искала возле своей хибары. «Что случилось? Что вы ищете?» – спросили они несчастную, которая не отрывала глаз от земли. «Я потеряла иголку», – горестно ответила она. Все прохожие бросились помогать ей в поисках пропажи.
Через какое-то время бесплодных поисков один из помощников резонно заметил: «Наша улица такая огромная, а иголка – столь крохотная. Не могли бы вы вспомнить, где конкретно её обронили?»
Каким же было его удивление, когда пожилая женщина ответила: «В доме, конечно же».
«Вы безумны или издеваетесь над нами? Если потеряли иголку в доме, то почему же ищите её на улице?!» – спросили они её. «Всё очень просто. Потому что тут светло, а у меня в хибарке темнота», – ответила серьёзно старуха.
Очень поучительная четвёртая история: она напоминает о том, что мы часто, сами того не осознавая, ищем снаружи то, что находится внутри. Почему мы ищем счастье всюду, но только не в себе? Разве мы потеряли его снаружи?
История пятая
Мы все меняемся
Никто не учил столько добру и состраданию, как в своё время Будда. Среди его двоюродных братьев был очень злой Девадатта, который завидовал Будде и всегда пытался выставить его в невыгодном свете. Он настолько был полон жёлчи, что даже готов был убить собственного брата.
Однажды, когда Будда спокойно прогуливался окрестностями, Девадатта спрятался на вершине холма и сбросил на него огромный камень. Но случилось чудо: камень пролетел за спиной Будды, и он не пострадал. Самое удивительное, что даже когда Будда осознал, что едва не погиб от руки брата – ни капельки не изменился в лице. Он всё так же мудро улыбался и продолжал свой путь.
Несколько дней спустя Будда случайно столкнулся со своим двоюродным братом и тепло поздоровался с ним. Сказать, что тот был удивлён – ничего не сказать. «Как же так? Неужели ты не злишься на меня?» – спросил Девадатта. «Конечно же, нет», – невозмутимо ответил Будда.
Всё ещё шокированный Девадатта воскликнул: «Но почему, объясни мне!» На что Будда ответил: «Потому что ты больше не тот, кто бросил в меня камень, а я – не тот, кто был там, когда меня пытались убить».